История

Еще в 18 веке в России начали возникать различные формы внешкольного образования детей. Яркий пример – появление в 1756 году литературного кружка А.П. Сумарокова.

Но возникновение дополнительного образования как организованной системы стоит относить ко времени развития организационных внешкольных форм работы, а именно к 20 веку (1905-1917 гг.), когда основная задача заключалась в развитии личности ребенка и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. У истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатов, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель. До 1917 года основными функциями таких кружков, клубов,колоний были: образовательная и культурно-досуговая. Организационная структура внешкольных учреждений была простой, а деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления.

 

Сумароков Александр Петрович, русский поэт, драматург и литературный критик (1717-1777)
Последующие годы (1918-1939) можно назвать временем становления дополнительного образования через включение его в систему народного просвещения и началом формирования государственной системы внешкольных учреждений. Уже с 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры, главными задачами которых являлись воспитание и развитие социальной активности детей и подростков, их образование, повышение общего культурного уровня, борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности и оздоровление.

 

В основе внешкольного образования лежали такие функции, как: социально-педагогическая (преодоления и профилактики безнадзорности); компенсирующая (занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования); инструктивно-методическая, организационно-массовая.

Основными формами организации деятельности детей были: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде), станции (первая детская станция юных любителей природы в Москве), базы (Центральная база школьных экскурсий), театры («Детский пролетарский клуб-театр»), Дома пионеров. Широкое распространение получили экскурсионно-туристская работа, художественное воспитание и театральное искусство.
Юннаты, 1956 г.

 

На рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений. Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная функция, функция профессионального и гражданского самоопределения детей; коммуникативная функция; функция формирования духовного образа жизни; методическая и социальная функции

Большой детский хор, 1970 г.
Расцвет дополнительного образования приходится на период 1961- 1986 гг. В это время создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах.
Особое развитие получают различные направления массовой работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции. Во второй половине 80-х годов происходит освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям возвращаются их права: самостоятельной разработки программ своей деятельности, определения структуры, численности детских коллективов и педагогических штатов.
С 1987 по 1992 гг. дополнительное образование переживает кризис.

Расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества. В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД). В 1995 г. вышло «Типовое положение об учреждении дополнительного образования». Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. С 1992 г. отмечаются стабилизация (частичное восстановление) численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.

 

 

Главными отличиями учреждений дополнительного образования от школы являются: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив; главное организующее начало не урок, а творчество в различных его проявлениях; деятельность ребёнка и педагога основывается на особых взаимоотношениях сотрудничества и сотворчества; занятия позволяют ребенку найти свое место в жизни, раскрыто творческий потенциал, изучать то, что ему действительно интересно, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку.

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей» (ГБУ ДО РО ОЦДОД) создано на основании постановления Администрации Ростовской области от 22.12.2003 г. № 592 в результате реорганизации в форме слияния государственного учреждения «Научно — методический центр развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области» и государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ростовский областной центр дополнительного образования одаренных детей и молодежи».ГБУ ДО РО ОЦДОД осуществляет работу по 4 направленностям:

В учреждении обучается ____ детей по ___ образовательным программам очного и очно-заочного цикла обучения.

В 2014-2016 гг. Центр становился дипломантом Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России». Обучающиеся центра успешно выступают на всероссийских и областных конкурсах, олимпиадах и смотрах.

С 2018 года «Областной центр дополнительного образования детей» стал площадкой и образовательным центром по выявлению одаренных детей, их поддержке, обучению и воспитанию.