История

Еще в 18 веке в России начали возникать различные формы внешкольного образования детей. Яркий пример – появление в 1756 году литературного кружка А.П. Сумарокова.

Но возникновение дополнительного образования как организованной системы стоит относить ко времени развития организационных внешкольных форм работы, а именно к 20 веку (1905-1917 гг.), когда основная задача заключалась в развитии личности ребенка и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. У истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатов, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель. До 1917 года основными функциями таких кружков, клубов,колоний были: образовательная и культурно-досуговая. Организационная структура внешкольных учреждений была простой, а деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления.

Сумароков Александр Петрович, русский поэт, драматург и литературный критик (1717-1777)
Последующие годы (1918-1939) можно назвать временем становления дополнительного образования через включение его в систему народного просвещения и началом формирования государственной системы внешкольных учреждений. Уже с 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры, главными задачами которых являлись воспитание и развитие социальной активности детей и подростков, их образование, повышение общего культурного уровня, борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности и оздоровление.

В основе внешкольного образования лежали такие функции, как: социально-педагогическая (преодоления и профилактики безнадзорности); компенсирующая (занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования); инструктивно-методическая, организационно-массовая.

Основными формами организации деятельности детей были: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде), станции (первая детская станция юных любителей природы в Москве), базы (Центральная база школьных экскурсий), театры («Детский пролетарский клуб-театр»), Дома пионеров. Широкое распространение получили экскурсионно-туристская работа, художественное воспитание и театральное искусство.
Юннаты, 1956 г.

 

На рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений. Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная функция, функция профессионального и гражданского самоопределения детей; коммуникативная функция; функция формирования духовного образа жизни; методическая и социальная функции

Большой детский хор, 1970 г.
Расцвет дополнительного образования приходится на период 1961- 1986 гг. В это время создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах.
Особое развитие получают различные направления массовой работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции. Во второй половине 80-х годов происходит освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям возвращаются их права: самостоятельной разработки программ своей деятельности, определения структуры, численности детских коллективов и педагогических штатов.
С 1987 по 1992 гг. дополнительное образование переживает кризис.

Расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества. В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД). В 1995 г. вышло «Типовое положение об учреждении дополнительного образования». Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. С 1992 г. отмечаются стабилизация (частичное восстановление) численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.

Главными отличиями учреждений дополнительного образования от школы являются: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив; главное организующее начало не урок, а творчество в различных его проявлениях; деятельность ребёнка и педагога основывается на особых взаимоотношениях сотрудничества и сотворчества; занятия позволяют ребенку найти свое место в жизни, раскрыто творческий потенциал, изучать то, что ему действительно интересно, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку.

Создано на основе статьи Н.Г. Тихомировой “История развития системы дополнительного образования детей в России”, Научно-методический журнал “Образовательная панорама”, 2014 г.